Вэишэ

Вэишэ («извивающийся змей»), яньвэй, вэй-вэй, в древнекитайской мифологии двуглавая змея, водившаяся на горе Цзюишань («гора Девяти сомнений»).

В «Книге гор и морей» говорится: «Есть божество, лицо у него человечье, тело змеи. Туловище его раздвоенное подобно оглоблям, справа и слева — головы. Оно носит фиолетовую одежду и красные шапки». Кто поймает Вэишэ и отведает её мяса, станет могущественным правителем.

В трактате «Чжуан-цзы» (4 в. до н. э.) Вэишэ описывается как существо длиной с оглоблю и толщиной со ступицу, одетое в фиолетовое платье и красные шапки. Тот, кому посчастливится увидеть Вэишэ, станет правителем.

По другой версии, наоборот, тот, кто увидит Вэишэ, должен тотчас же умереть. В «Критических суждениях» Ван Чуна (1 в. н.э.) рассказывается о мальчике Сунь Шуао, который не испугался Вэишэ, убил её и закопал в землю, чтобы змея больше не попадалась никому на глаза. Сунь Шуао не только не умер, а стал впоследствии первым министром царства Чу.

Цитаты

Шань Хай Цзин. Каталог гор и морей. (3 в. до н. э. ) (Источник: Каталог гор и морей (Шань Хай Цзин) — Л.: Наука, 1977. Перевод: Э.М. Яншина):

“Предок Яо, Предок Ку, Предок Шунь похоронены на горе Священный Пик (Юе) Там имеются крапчатые раковины, лиюй, филины цюцзю, ястребы тетеревятники, змеи яньвэй, Дающий мясо, водятся бурые медведи, тигры, лео ларды, растет красное дерево с красными ветвями”

 

Шань Хай Цзин. Каталог гор и морей. (3 в. до н. э. ) (Источник: Каталог гор и морей (Шань Хай Цзин) — Л.: Наука, 1977. Перевод: Э.М. Яншина):

“…Там живет Дух с человеческим лицом, змеиным туловищем, длинным, словно оглобля, справа и слева у него по голове, одет в фиолетовое платье, на голове красная шапка. Зовется он Яньвэй. Если Человек поймает его и съест, то станет гегемоном в Поднебесной.”

Описание

Вэишэ (Вэй-вэй, или божество Ньвэй) — в древнекитайской мифологии это двуглавый змей. Его тело разделено надвое, а родился он на горе Цзюишань, которая также называлась “Горой девяти сомнений”.

В легендах рассказывается о том, что каждый, увидевший чудесного змея, должен был либо умереть, либо стать великим правителем.

В некоторых сказаниях это существо вырастало перед изумленными людьми из-под земли. Основные атрибуты этого духа-божества — фиолетовый наряд и красные шапки.

Есть несколько связанных с этим легенд.

Встреча на охоте

Так, однажды правитель княжества Ци, которого звали Хуань-гун, на охоте увидел чудесную двухголовую змею. Удивительное дело: на существе был надет фиолетовый халат, а на головах у нее находились две прекрасные красные шапки.

Когда колесница с грохотом проезжала мимо существа, оно подняло обе свои головы. Хуань-гун подумал, что встретил оборотня и очень испугался. Колесницей правил первый министр по имени Гуань Чжун, и Хуань-гун осторожно поинтересовался у него, не видел ли он что-нибудь необычное на дороге. Тот ответил отрицательно: и нет в этом ничего странного, ведь он внимательно следил за дорогой.

Когда князь вернулся во дворец, он все никак не мог выкинуть змею из головы. И чем больше он о ней думал, тем сильнее его терзал страх. В конце-концов он заболел.

Однажды ему нанес визит некий мудрец, и они разговорились о злых духах. Мудрец сказал о Вэйшэ, и отметил, что тот, кто его увидит, непременно станет правителем Поднебесной. Хуань-гун успокоился и пошел на поправку.

Смелый мальчик

В «Критических суждениях» («Лунь хэн») Ван Чуна (I век) приводится рассказ о мальчике Сунь Шуао. Вот этот рассказ.

Бытовало поверье, что тот, кто увидит Вэишэ, непременно умрет. И однажды с ним повстречался мальчик по имени Сунь Шуао. Он уже был прекрасно наслышан об этом странном духе, и понял, что теперь его, вероятно, ждет смерть.

Мальчик был далеко не робкого десятка. Он подумал, что не мешало бы ему избавить от такой напасти других людей. Он поднял камень и ударил им змею. Когда чудище испустило дух, Сунь Шуао закопал его тело.

Он не умер — наоборот, повзрослев, он стал первым министром, да таким хорошим, что его очень любил народ.

 

Оцените статью
Мифы Китая
Добавить комментарий

2 + девятнадцать =