Чжу Жун

ЧЖУ ЖУН (иногда не совсем точно транскрипируется Чжу-юн), в древнекитайской мифологии божество огня.

Согласно древним комментариям, Чжу жун означает «большой свет», по историографу Бань Гу (1 в. н. э.) — «продолжатель [дела мифических государей древности]». Чжу жун может быть расшифрован как «огненная змея».

Согласно «Книге гор и морей», Чжу жун— существо с туловищем зверя и лицом человека (по некоторым расшифровкам, у него глаза пчелы и свиное рыло).

Он считался управителем юга (т. к. юг связан с огнём), разъезжал на двух драконах. Однажды Чжу жун спустился с неба на землю, поселился на реке Цзян и породил духа вод Гун-гуна, борьба с которым занимала, видимо, большое место в древней мифологии (возможно, здесь отражен традиционный мотив боя отца с сыном).

В древнекитайской летописной традиции Чжу жун— внук Чжуань-сюя, образ его контаминируется с повелителем огня Ли. Чжу жуна почитали также в качестве помощника Янь-ди — божества лета и в качестве божества Южного моря.

Шань Хай Цзин. Каталог гор и морей. (3 в. до н. э. ) (Источник: Каталог гор и морей (Шань Хай Цзин) — Л.: Наука, 1977. Перевод: Э.М. Яншина):

“Богом Юга является Заклинающий огонь (Чжуюн). У его туловище зверя и человеческая голова. Восседает на двух драконах”.

 

Шань Хай Цзин. Каталог гор и морей. (3 в. до н. э. ) (Источник: Каталог гор и морей (Шань Хай Цзин) — Л.: Наука, 1977. Перевод: Э.М. Яншина):

“На ее вершине живет человек по прозвищу Наследник Длинной лютни. Чжуаньсюй родил Старца-младенца (Лаотуна). Старец-младенец родил Заклинающего огонь (Чжуюна). Заклинающий огонь родил Наследника Длинной лютни. Он поселился на горе Дерева яо”.

 

Бог Чжуюн (Чжу жун, 祝融, или 重黎) — в древнекитайской мифологии и религии божество огня. Иногда этот образ контаминируется с повелителем огня, которого звали Ли.

Также божество ЧЖУ ЖУН почиталось как покровитель лета и помощник бога солнца, Янь-ди. С учетом того, что юг тесто связан с солнцем, божество также считалось правителем этой части света.

“Управа огня”

«Управу огня» возглавлял Ло Сюань, который также считался повелителем планеты Марс. Его изображали трехглазым, с красными волосами и крас-

ной бородой. Его лицо было кроваво-красным, во рту у него были страшные стальные клыки. Он был одет в ярко-красные одежды. Ездило это страшное божество на красном боевом коне, который, подобно дракону, также изрыгал огонь.

Чжу жун, дух огня, был помощником Янь-ди, владыки юга. В руках у Чжу жуна были весы. У него красное тело, красные волосы и борода. Он носит одежду из красных листьев.

Также к “управе огня” относились многие мелкие божества, которые выполняли приказания старших богов.

Чжу жун — одновременно грозный и милостивый бог. У него огненный характер, и он может причинить немало бед. Но все-таки, без его помощи обойтись нельзя, и он, в отличие от Ло Сюаня, в целом достаточно благожелательно относится к людям.

Красный император

В китайской мифологии Чжу жуна иногда называют императором. Согласно некоторым источникам, он правил во времена Сянь Юаня (2698-2598 гг до н.э).

Древний миф гласит, что когда Чжу жун был юн, он попросил долгожителя Гуаншу Лаоженя дать ему бессмертие. Тот ответил, что время для этого еще не пришло. И еще он сказал, что до того, как стать бессмертным, Чжу жун должн будет стать императором.

Одновременно мудрец подсказал юноше, как он мог бы достичь бессмертия. Для этого он должен был заранее распорядиться, чтобы после физической кончины его погребли на южном склоне священной горы Хэншань. Именно там он мог бы познать учение Цинь Цзюнцзы.

К этому моменту император Сянь Юань отрекся от трона, и передал бразды правления Чжу Жуну. Став императором, он научил людей пользоваться огнем.

В те далекие времена в лесах жили страшные чудовища, дикие звери и ядовитые рептилии. Иногда они нападали на людей. Чтобы прогнать их подальше, и держать их на расстоянии, использовался “огненный забор”, поддерживать который крестьян также научил добрый император. А еще он научил своих подданных при помощи огня выплавлять металл.

Люди очень любили Чжу жуна, и называли его Ши-ди, Красный император. Он правил более двухсот лет, и в конце-концов обрел бессмертие.

Столицей Чжу жуна является древний город Гуй, который находится в префектуре Кайфэн в Хэнани. А гробница императора находится на южном склоне горы Хэншань. Вершина горы называется пик Чжу жуна.

Потомки императора, которые до сих пор живут на юге, называют себя потомками Повелителя Огня.

 

Оцените статью
Мифы Китая
Добавить комментарий

1 × два =