Гунгун

ГУНГУН, в древнекитайской мифологии божество воды. Его представляли в виде злого духа с телом змеи, лицом человека и красными волосами на голове. Борьба Гунгуна с духом огня Чжу Жуном, который, согласно «Книге гор и морей», будто бы был его отцом, завершилась победой Чжу Жуна.

С досады Гунгун стал биться головой о гору Вучжоушань. По другой, видимо, поздней версии Гунгун воевал с правителем Чжуаньсюем, или помогал богу огня Янь-ди в его борьбе с Хуан-ди, или пытался помешать великому Юю усмирить потоп.

В еще более поздних исторических сочинениях Гунгун представлен уже в явно историзованном виде как порочный и злой сановник, выступавший против мудрого правителя Шуня.

Само имя Гунгун истолковывается как название должности чиновника, наблюдавшего за водами («общественные работы»), что, по-видимому, есть поздняя интерпретация иероглифической записи его имени.

У Гунгуна было несколько помощников: жестокий и жадный Сянлю — с телом змеи и девятью человечьими головами, и злой Фую, превратившийся после смерти в медведя, а также двое сыновей, один из которых после смерти превратился в злого демона, а второй — Сю был добрым.

Цитаты

Шань Хай Цзин. Каталог гор и морей. (3 в. до н. э. ) (Источник: Каталог гор и морей (Шань Хай Цзин) — Л.: Наука, 1977. Перевод: Э.М. Яншина)

“К западу от реки расположена гора Влажная (Ши), к востоку от реки — гора Шатер (My). Еще есть гора «Юй напал на царство Бога Разливов (Гунгуна)”.

 

Шань Хай Цзин. Каталог гор и морей. (3 в. до н. э. ) (Источник: Каталог гор и морей (Шань Хай Цзин) — Л.: Наука, 1977. Перевод: Э.М. Яншина)

“Слуга (чэнь) Бога Разливов (Гунгуна) зовется Сянлю. У него девять голов, змеиное туловище, свернутое в клубок. Кормится он в девяти землях. Где он плевал и испражнялся, образовались родники и озера. Смрад от него был нестерпим. Никакие животные не могли там жить. Юй, запрудив воды потопа, убил Сянлю. Его кровь издавала такое зловоние, что в тех местах не могли расти злаки. Земля так увлажнилась кровью, что жить было невыносимо. Юй возвел насыпь высотой в три жэня. Но кровь трижды просачивалась так, что образовала пруд. Поэтому Юй основал жертвенники всем богам к северу от Куньлуня.”

 

Шань Хай Цзин. Каталог гор и морей. (3 в. до н. э. ) (Источник: Каталог гор и морей (Шань Хай Цзин) — Л.: Наука, 1977. Перевод: Э.М. Яншина)

“На горе Преемства поколений (Сикунь) имеется жертвенник Бога Разливов (Гунгуна)”.

 

Шань Хай Цзин. Каталог гор и морей. (3 в. до н. э. ) (Источник: Каталог гор и морей (Шань Хай Цзин) — Л.: Наука, 1977. Перевод: Э.М. Яншина)

“Юй и Гунь первыми устроили землю и учредили Девять областей. Жена Предка Огня, Дочь Красной реки Слушающая искусные речи (Тинъяо) родила Живущего в огне (Яньцзюя). Живущий в огне родил Цзебина, Цзебин родил Сици, Сици родил Заклинающего огонь. Заклинающий огонь спустился на землю, поселился на реке Цзян и родил Бога Разливов (Гунгуна). Бог Разливов родил Искусного в делании утвари (Шуци). У Шуци квадратная голова и плоская макушка. Он (снова сделал землю плодородной) и поселился на реке Цзян. Бог Разливов родил Владычествующую над Землей (Хоуту). Владычествующая над Землей родила Емина, Емин родил десять и два года.”

Описание

Гунгун (共工) — в древнекитайской мифологии божество воды. Известны его изображения как зловредного духа со змеиным телом, человеческим лицом. На голове у него были красные волосы, которые стояли торчком.

Гунгун — разрушительное божество. В некоторых источниках его называют богом “стремительных вод”, что, вероятно, означает, что он олицетворялся с необузданной водной стихией. Во многих легендах именно Гунгун был причиной катастроф.

В древних преданиях он иногда действует по прямому указанию Хэ-бо, преследующего свои цели.

Большинство преданий заканчивается победой какого-нибудь героя, и полной капитуляцией Гунгуна. Например, известны мифы о вражде божества Гунгун с духом огня, Чжужуном. В этой борьбе Гунгун потерпел сокрушительное поражение и долго не мог забыть нанесенной ему обиды.

Ему было так стыдно, что он проиграл своему сопернику трон, что в приступе гнева он начал биться головой о гору Бучжоу. Эта гора представляла собой одну из колонн, подпирающих небо. Он так сильно бился об нее, что повредил, в результате чего небо сильно накренилось к северо-западу. Такой сильный крен сказался и на земле: она наклонилась на юго-восток. Из-за этого, как гласят легенды, по всей земле произошли страшные наводнения.

Легенды

Первые легенды о Гунгуне стали появляться в конце периода Воюющих царств (примерно 221 г до н.э.). Его имя встречается в поэме “Вопросы к небу” великого китайского поэта Цюй Юаня. В частности, поэт обвинял божество в том, что оно сбило земную ось с центра, что стало причиной многих страданий на земле.

Кстати, этот самый наклон оси использовался для объяснения того, почему реки (в частности — Янцзы и Хуанхэ) текут на северо-запад.

Самые подробные сведения о Гунгуне сохранились в литературе династии Хань.

В более поздних легендах Гунгун представлен как злой и чрезвычайно порочный сановник, являющийся антагонистом доброго и мудрого правителя Шуня. У этого зловредного божества был не менее зловредный помощник со змеиным телом и с девятью человеческими головами. Еще одним помощником этого божества был злой Фую, который после смерти превратился в медведя.

Также у бога Гунгуна было два сына, один из которых был таким же злобным, как отец, а второй — добрым и милосердным.

 

Оцените статью
Мифы Китая
Добавить комментарий

5 × четыре =