ХУНЬДУНЬ («хаос»), в древнекитайской мифологии: 1) первозданный хаос; первоначально Хуньдунь — это, видимо, водяной хаос (судя по начертанию иероглифов хунь и дунь), для которого характерен полный мрак, напоминающий взболтанное содержимое куриного яйца; согласно «Хуайнань-цзы» (2 в. до н. э.), когда не было ещё ни неба, ни земли, и бесформенные образы блуждали в кромешной тьме, из хаоса возникли два божества; 2) некое живое существо с признаками первозданной нерасчленён ности. Признаки нерасчленённости (сросшиеся ноги, зубы) обнаруживаются также у ряда мифических первопредков.
В книге «Чжуан-цзы» (4 в. до н. э.) говорится, что Хуньдунь— это бог середины, у которого часто встречались бог Южного моря Шу и бог Северного моря Ху. Они задумали отблагодарить Xуньдуня за доброту и сказали: «У всех людей есть семь отверстий (в голове), чтобы видеть, слышать, есть и дышать, и только у Xуньдуня нет ни одного». Они принялись сверлить отверстия, делая каждый день по одному, но Хуньдунь умер; 3) мифический зверь, тоже с признаками нерасчленённости, хотя заметно ослабленными.
В «Шэнь и цзин» («Книге о чудесном и необычайном») (приписывают Дунфан Шо, 2— 1 вв. до н. э., видимо, реально 5 — 6 вв. н. э.) говорится, что к западу от горы Куньлунь водится зверь, похожий на длинношерстную собаку с медвежьими лапами, но без когтей. «У него есть глаза, но он не видит, ходить не умеет, есть уши, но он не слышит, зато чует приближение человека. В брюхе у него нет внутренностей, есть лишь прямая кишка и вся пища проходит насквозь. На добродетельных он кидается, к злодеям льнет…»; 4) мифическая птица. В «Книге гор и морей» упоминается некая птица, напоминающая мешок, (испускающий?) киноварно-красный огонь, с шестью ногами и четырьмя крыльями, но без лица и глаз, которую зовут Дицзян. С концепцией Хуньдуня связываются древнекитайские предания о государях, стрелявших в кожаный мешок, наполненный кровью, и приговаривавших, что расстреливают небо. Можно предположить, что это — реликт архаических представлений о небе и первозданном нерасчленён-ном хаосе; 5) в стадиально более поздней историзованной мифологии — несколько отрицательных антропоморфных персонажей, в том числе беспутный и злой сын мифического государя Ди-хуна.
Шань Хай Цзин. Каталог гор и морей. (3 в. до н. э. ) (Источник: Каталог гор и морей (Шань Хай Цзин) — Л.: Наука, 1977. Перевод: Э.М. Яншина):
“Еще в трехстах пятидесяти ли к западу находится Небесная гора. Там много золота (цзинь) и нефрита. Есть зеленый камень и реальгар. Оттуда берет начало река Цветочная, течет на юго-запад, впадая в Долину Кипящих ключей. Там живет бог, похожий на бесформенный мешок, красный, как огонь. У него шесть ног, четыре крыла. Это — Хаос. У него нет ни лица, ни глаз. Он может петь и танцевать. Это и есть Предок-Река (Дицзян)”.
Хуньдунь (混沌) — в древнекитайской мифологии первичный Владыка центра мира. Считался воплощением хаоса. В разных источниках он был описан как мешок. Цвет этого мешка варьировался от бежевого до красного. Ростом он был около трех метров, с шестью лапами и с четырьмя крыльями. Ни головы, ни ушей, ни глаз, ни рта у него не было.
Первобытный хаос
Идея первобытного яйца, или “мешка”, проявилась, в частности, в астрономической теории, имевшей хождение при династии Хань. Эта теория гласила, что небо и земля имеют форму яйца. При этом небеса покрывают землю точно также, как скорлупа покрывает яичный желток.
В более поздние времена (династии Чжоу и Хань) этот же термин «хуньдунь» употребляется в текстах для обозначения недифференцированного хаоса. Этот хаос был до того, как Вселенная обрела свое существование.
В “Каталоге гор и морей” божество Хуньдунь является одушевленным существом. Оно живет в юго-западной части от Тайшань (Небесная гора). Хуньдунь громадного роста, огненного цвета, и у него есть четыре крыла. Головы у него нет, а форма тела напоминает мешок.
Легенда о Хуньдуне
Легенда гласит, что у Хуньдуня было два приятеля, Шу и Ху. Иногда они навещали его, и он всегда относился к ним очень ласково.
Однажды Шу и Ху задумались над тем, чтобы как-то отблагодарить своего друга за ту доброту и внимание, которыми он их окружал.
Каждый человек, сказали они, имеет глаза, уши, рот, нос — семь отверстий в голове для
того, чтобы видеть, слышать, есть и обонять. У Хуньдуня же ничего этого не было, и они думали, что его жизнь очень несчастная, хотя это было не так. И вот, они решили проделать в нем эти отверстия… Взяли Шу и Ху орудия, подобные нашим топору и сверлу, и отправились к Хуньдуню. В один день они сделали одно отверстие, а в течение остальных шести дней сделали еще шесть отверстий.
Бедный продырявленный Хундунь после произведенной операции только вскрикнул и умер. Друзья долго сокрушались над ним, а потом похоронили его с почестями. Из его тела возникла Вселенная, а потом — и Земля.