Мэнь-Шэнь

МЭНЬ-ШЭНЬ (от мэнь, «ворота», и шэнь, «божество»), в китайской мифологии духи — хранители ворот. В «Книге обрядов» (4 — 2 вв. до н. э.) упоминаются жертвоприношения в честь духов дверей и ворот, которые связывались соответственно со светлым и тёмным началом (см. Инь и ян).

Впоследствии в качестве Мэнь-шэнь стали выступать древние хранители врат в царстве духов.

В «Книге гор и морей» (4—2 вв. до н. э.) сказано: «Посреди океана есть гора Душо, на ней большое персиковое дерево, раскинувшее ветви на 3 тысячи ли. На северо-востоке меж его ветвей находятся врата духов, через которые проходят сонмы духов. У врат стоят двое святых: Шэньту и Юйлэй. Они проверяют каждого из духов, и если увидят зловредного, связывают его тростниковой верёвкой и отдают на съедение тигру».

В древности к 30-летию людям дарили деревянные изображения Шэньту и Юйлэя с верёвкой в руках. Фигурки  ставились по обе стороны от ворот, а на воротах рисовали огромного тигра, который должен был охранять дом от нечисти, пожирая её.

В 12 —14 вв. в качестве Мэнь-шэнь были обожествлены полководцы 7 в. Цинь Шубао и Ху Цзиндэ (настоящая фамилия Юйчи).

Согласно «Запискам о поисках духов трёх религий», они вызвались встать в карауле у дверей спальни танского императора Тай-цзуна, которого будто бы беспокоили призраки; после того как ночь для императора прошла спокойно, он приказал живописцам нарисовать портреты обоих сановников и вывесить их на дверях во дворце.

О печатных изображениях Мэнь-шэнь упоминают уже памятники 12 в., впоследствии Мэнь-шэнь стали едва ли не самыми популярными персонажами новогодних народных лубков.

Цинь Шубао и Ху Цзиндэ нарисованы на них в виде грозных полководцев с алебардами, для разных местностей были характерны разные типы изображений. Лубки с Мэнь-шэнь вешались на дверях общественных зданий, храмов (кроме буддийских), частных домов.

Образы Цинь Шубао и Ху Цзиндэ находили своё воплощение в повествовательной прозе [«Путешествие на Запад» У Чэнъэня (16 в.) и др.]. Иногда в роли Мэнь-шэнь выступают и другие обожествленные герои, например полководцы Вэнь Цюн (2 в.) и Юэ Фэй (12 в.).

 

 

Божества МЭНЬ-ШЭНЬ — это персонажи народных верований, божественные стражи дверей и ворот. Также их называют дверными богами.

Они защищают дома от недоброго воздействия злокозненных духов, а также от злых людей. Считается, что боги МЭНЬ-ШЭНЬ являются обожествленными генералами Цинь Шубао и Ючи Гун.

Легенды

В десятой главе древнекитайского произведения “Путешествие на запад” рассказывается о том, откуда взялись дверные боги. Рассказывается, как король драконов реки Цзин пытался перехитрить гадалку Юань Шоучен. Для этого он принял человеческий облик. У него было много интересных приключений, в ходе которых он был побежден двумя императорскими генералами. Победив опасного врага, они остались охранять покои императора, которого будто бы беспокоили призраки.

Когда ночь императора прошла спокойно, он велел своим живописцам изобразить обоих военачальников и вывесить портреты на дверях и во дворце.

Печатные изображение военачальников, которых стали называть мэнь-шэнями, стали известны примерно с 12 века. Впоследствии эти изображения приобрели большое количество поклонников.

Цинь Шу-бао и Ху Цзин-дэ были представлены как грозные воители. В руках каждый из них держал по алебарде. Одно изображение наклеивалось на одну створку дверейй, второе — на другую. Такие лубки вывешивались на дверях общественных зданий и храмов (кроме буддийских). Также их изображения украшали двери частных домов.

Культ

В древнем Китае был особый ритуал, согласно которому богам дверей приносили жертвы. Этот обряд был описан в “Книге обрядов”.

Дверные боги не являются формальным элементом даосизма, но к ним относятся с большим уважением.

Известно несколько современных изображений дверных богов. Печатные изображения наклеиваются на парные двери. В некоторых случаях делают рельефные изображения божеств, которые помещаются по обе стороны от двери. Согласно древней традиции, фигуры обязательно обращены друг к другу. Ставить их вплотную друг к другу нельзя: будет беда.

 

Оцените статью
Мифы Китая
Добавить комментарий

6 + один =