Ди-Цзян

ДИ-ЦЗЯН («предок-река»), в древнекитайской мифологии одно из архаических божеств, которое, согласно «Книге гор и морей», представляли в виде чудесной птицы, похожей на жёлтый, словно огонь, мешок, имеющей шесть ног и четыре крыла.

У Ди-цзян нет ни лица, ни глаз, однако он знает толк в пении и танцах. По некоторым древним толкованиям, имя Ди-зян следует читать как Ди-хун («предок-лебедь»), некоторые авторы считали его отцом Хунь-туня («хаоса»), другие отождествляли его с Хуан-ди, в чём следует видеть отражение стадиально более поздних взглядов.

В образе Ди-цзян и особенно его сына Хунь-туня запечатлены древнейшие представления о первозданном хаосе, который, возможно, мыслился водяным хаосом (отсюда и имя персонажа).

Шань Хай Цзин. Каталог гор и морей. (3 в. до н. э. ) (Источник: Каталог гор и морей (Шань Хай Цзин) — Л.: Наука, 1977. Перевод: Э.М. Яншина):

“Еще в трехстах пятидесяти ли к западу находится Небесная гора. Там много золота (цзинь) и нефрита. Есть зеленый камень и реальгар. Оттуда берет начало река Цветочная, течет на юго-запад, впадая в Долину Кипящих ключей. Там живет бог, похожий на бесформенный мешок, красный, как огонь. У него шесть ног, четыре крыла. Это — Хаос. У него нет ни лица, ни глаз. Он может петь и танцевать. Это и есть Предок-Река (Ди-цзян)”.

 

Бог ДИ-ЦЗЯН (帝江) — в древнекитайской мифологии странное божество, которое представляет собой бурдюк без головы, но с шестью конечностями и с четырьмя крыльями.

Иногда это существо называют богом-птицей, или даже божественной птицей. Вероятно, с птицей его может роднить наличие сильных и быстрых крыльев.

Примечательно, что у божества ДИ ЦЗЯН вообще нет головы. Иногда это существо изображают, объятым пламенем, но чаще его просто рисуют в красном цвете.

Хаотичность божества

Согласно древнекитайской мифологии, с хаоса начинался мир, и оттуда же пришли первые божества. Иногда Ди-Цзяна называют отцом Хунь-Дуня, и говорят о нем как о некоем “звере-хаосе”, который обитает к западу от горы Кунь-лунь. Внешний облик его такой: он похож на большую лохматую собаку (вероятно, на тибетского мастифа) с огромными “медвежьими” лапами без когтей.

В древних источниках говорится, что у божества есть глаза, но он не видит ими. Также у него есть уши, которые он также не использует по назначению. Однако, он прекрасно чувствует приближение человека.

Внутренности у существа отсутствуют все, кроме прямой кишки. Видимо, это божество причислялось к зловредным духам, поскольку оно бросалось на тех, кто был славен добродетелью, и льнуло к отпетым злодеям.

Мешковатость этого странного божества некоторыми культурологами и мифологами объяснялась древним обрядам, согласно которому правители упражнялись в стрельбе по бурдюку, наполненному кровью. При этом произносились заклинания, одно из которых звучало так: “Стреляю в Небо!” Потом из бурдюка выливали кровь. Вероятно, это сопровождалось пением и танцами.

Считалось, что после проведения этого обряда жизнь в стране должна была наладиться: например, если была засуха, то ждали дождя.

 

Оцените статью
Мифы Китая
Добавить комментарий

пять + два =