ПЭН-ЦЗУ

ПЭН-ЦЗУ («старец Пэн»), в древнекитайской мифологии знаменитый долгожитель, праправнук мифического государя Чжуань Сюя. Считается, что Пэн-Цзу носил фамилию Цзянь и имя Кэн. Он жил уже будто бы во времена совершенномудрого правителя Яо (по традиционной хронологии, правил в 2356—2255 до н. э.), пережил легендарную династию Ся и дожил до конца династии Инь (т. е. до 12 —11 вв.до н. э.). По легенде, он прожил более 800 лет. В «Вопросах к небу» поэта Цюй Юаня (4 в. до н.э.) говорится, что Пэн-Цзу поднес фазаний суп Верховному небесному владыке (по другим толкованиям, правителю Яо) и за это был награждён необычайным долголетием. Согласно «Жизнеописанию Пэн-Цзу» Гэ Хуна (4 в.) Пэн-Цзу в трехлетнем возрасте потерял мать, потом попал в плен к племенам цюань-жунов и более 100 лет скитался в западном крае, потеряв 49 жен и 54 сына.

Пэн-Цзу проповедовал отказ от мирских удовольствий («пять звуков ведут к глухоте, пять вкусов портят рот»). Ему приписывается учение о жизненной силе (цзин), которая вырабатывается в организме человека. Когда ее становится мало, человек заболевает, когда она иссякает, человек умирает. Восполнение этой силы происходит во время полового акта.

Пэн-Цзу также приписывается учение о тренировке дыхания с целью обеспечения долголетия. По преданию, некая дева Цай-нюй выспросила у Пэн-Цзу секрет долголетия и передала его иньскому государю. Тот воспользовался им, но потом отдал приказ казнить всех, кто будет распространять учение Пэн-Цзу.

Узнав об этом, Пэн-Цзу ушёл из страны неизвестно куда. Но через 70 с лишним лет его будто бы встретили на западе, в стране зыбучих песков (Люша). У некоторых средневековых авторов образ Пэн-Цзу контаминирован с образом Лао-цзы. По некоторым версиям, Пэн-Цзу женился на Цай-нюй, у них родилось два сына У и И, по названию горы Уишань, на которой жил Пэн-Цзу. Образ Пэн-Цзу постоянно встречается в китайской литературе.

Вот, что писал о нем Цюй Юань “Стихотворения” (Лирический поэт. 340—278 до н. э. ) (Источник: Лисао.- СПб.: ООО «Издательский Дом «Кристалл»», 2000.):

“Царь неба за фазаний суп

Хранил Пэн Цзу за веком век…

Ужель обманутых надежд

Восьмисотлетний не избег?”

ПЭН-ЦЗУ (彭租), или «старец Пэн» (老彭) — в древнекитайской мифологии легендарный долгожитель. Согласно древним преданиям, он был праправнуком мифического правителя Чжуаньсюя.

Считается что Пэн Цзу мог жить под фамилией Цзань и именем Кэн. В мифе говорится о том, что он жил во времена совершенномудрого правителя Яо, который, согласно традиционной хронологии, правил в 2356—2255 до н. э.

Ему предстояло пережить легендарную династию Ся и династию Инь (до 12 —11 вв.до н. э.) Согласно легенде, Пэн Цзу было более 800 лет, когда он умер.

Долгожительство этот человек обрел после того, как поднес фазаний суп Верховному небесному владыке (согласно некоторым трактовкам, это был владыка Яо).

Гэ Хун в своем “Жизнеописании Пэн Цзу” писал, что когда ему было три года. умерла его мать. Потом ему предстояло пережить плен у цюань жунов. Более сотни лет Пэн Цзу бродил в западном краю, и за это время потерял 49 жен и 54 сыновей.

Пэн Цзу был пророком: он уговаривал людей отказаться от мирских удовольствий и сосредоточиться на воспитании в себе духовности. Считается, что именно он начал говорить о жизненной силе цзин, которая вырабатывается в человеческом организме.

Согласно учению бога Пэн Цзу, когда цзин становится мало, человек начинает болеть. Смерть наступает, когда цзинь иссякает. Восполнить эту силу помогает соитие мужчины и женщины.

Также богу Пэн Цзу приписывается учение о тренировке дыхания, при помощи которой можно обрести долголетие.

Легенда гласит, что однажды к Пэн Цзу подошла красивая девушка и спросила у него секрет его долголетия. Этот секрет она передала иньскому правителю. Воспользовавшись им, он поступил очень вероломно: он велел казнить каждого, кто распространял бы учение Пэн Цзу. Услышав об этом, Пэн Цзу ушел из страны в неизвестном направлении. о нем не было ничего слышно в течение 70 лет, а потом его встретили в западной стране зыбучих песков.

Некоторые средневековые авторы контаминируют образ бога Пэн Цзу с образом Лао-цзы. Согласно древнему преданию, бог Пэн Цзу вступил в брак с Цай-нюй. От этого союза родились могучие сыновья, У и И, имена которых соотносились с названием горы Уишань, на которой жил Пэн Цзу. Образ Пэн Цзу постоянно встречается в китайской литературе.

Три образа

Пэн Цзу, “китайский Мафусаил”, соединял в себе три образа:

  • образ прямого потомка Желтого императора;
  • образ даосского патриарха и вознесшегося бессмертного;
  • образ основоположника эротологии.

Согласно легенде, Пэн Цзу родился уже трехлетним (его рождение было драматичным: его матери с двух сторон “разрезали чрево” — вероятно, речь идет о кесареве-сечении). В “Основных записях о деяниях пяти императоров” говорится о том, что Пэн Цзу входил в десятку высших сановников при правителях Яо и Шуне.

Также о нем говорится, как о знатном вельможе: когда он умер, его погребли в Лияне. И долгое время там стояла посвященная ему кумирня. В легендах говорится, что с ее помощью можно было вызвать любую стихию. Сторожили эту кумирню два чудесных тигра.

Как даосский патриарх, Пэн Цзу упоминается наравне с такими высокими авторитетами, как Хуан-ди и Лао-цзы.

В древности именем Пэн Цзу именовались трактаты по эротологии. ему же приписывается теория о том, что физическое соединение мужчины и женщины подобно союзу неба и земли, а также — взаимодействию инь и ян (космических сил).

Человек, желающий достичь долголетия или бессмертия, должен овладеть наукой (искусством) оперирования своим цзин. Далее идет конкретика: даются указания относительно ведения половой жизни, рациона и выполнения физических и дыхательных упражнений.

 

Оцените статью
Мифы Китая
Добавить комментарий

9 − 2 =