СИ-ВАНМУ («владычица Запада»), в древнекитайской мифологии женское божество, хозяйка запада, обладательница снадобья бессмертия. В архаических мифах Си-Ванму была богиней страны мёртвых, которая располагалась на западе.
Согласно «Книге гор и морей» (4 — 2 вв. до н. э.), Си-ванму похожа на человека, но имеет хвост барса и клыки тигра; она любит свистеть, в ее растрепанных волосах торчит заколка — шэн; она ведает небесными карами и пятью наказаниями.
Си-ванму живёт в пещере, пищу ей приносят три синие птицы (см. в ст. Ванму ши чжэ). Согласно комментариям Го Пу (3 — 4 вв.) к «Книге гор и морей», Си-ванму считалась также божеством, насылавшим эпидемии, болезни и стихийные бедствия.
По «Бо у чжи» («Описание всех вещей», 3 в.), Си-ванму подвластна жизнь всех людей, кроме мудрецов, святых и даосов (слова, приписываемые Лао-цзы).
Согласно древнейшим представлениям о Си-ванму, она была божеством смерти и болезней. По другим мифам, Си-ванму живёт на горе Куньлунь, где стоит ее дворец и имеются висячие сады (сянь пу), по некоторым — на горе Бай Юйшань; на пути к её жилищу — река Жошуй.
Образ Си-ванму претерпел существенную трансформацию. В некоторых текстах рубежа н. э. её уже изображают красавицей, царицей западной страны (в «Жизнеописании сына неба Му» датировка спорна: 4 в. до н. э.— 4 в. н. э.), которой чжоуский царь Му-ван преподносит шелка, пьет с ней вино на берегу Яшмового пруда (Яочи), слушает ее песни.
На каменных плитах входа в Инаньскую гробницу (провинция Шаньдун, не позднее 193 н. э.) Си-ванму имеет вполне антропоморфный вид; в волосах у неё большая заколка. Она сидит на центральном пике горы. Ниже шагает тигр Бай-ху, который как бы представляет зооморфизм Си-ванму, рядом с Си-ванму зайцы, толкущие в ступах снадобье бессмертия.
Добывание его у Си-ванму составило один из сюжетов цикла о стрелке И. Однако из официальных исторических сочинений («История Хань» Бань Гу, 1 в. н. э.) видно, что на рубеже н. э. Си-ванму продолжали почитать как богиню, ведающую небесными карами.
В год страшной засухи в Китае (3 до н. э.) в честь Си-ванму повсюду совершались жертвоприношения, сопровождавшиеся молениями о помощи бедствующим.
С превращением примерно на рубеже н. э. даосизма из философской системы в религиозное учение Си-ванму становится родившимся из эфира — ци воплощением женского начала — инь (см. Инь и ян), у неё появляется супруг Дун-ван гун.
Согласно одному преданию, Си-ванму встречается с ним один раз в году на крыле гигантской птицы. Так как в соответствии с системой чередования пяти первоэлементов западу соответствует элемент «металл», Си-ванму получает второе имя Цзиньму («матушка металла» или «золотая матушка»). В даосской традиции её называют ещё Гоу Вань-лин или Ян Хуэй.
В псевдо исторических повестях Бань Гу(?) «Старинные истории о Ханьском У-ди и «Частное жизнеописание Ханьского У-ди описывается приезд Си-ванму в гости к императору У-ди (царствовал в 141—87 до н. э.) в пурпурной колеснице, которой правили небесные феи.
Ей прислуживали две синие птицы (прекрасные девы в синих одеждах — в «Частном жизнеописании»). Си-ванму подносит У-ди персики бессмертия — пан тао. (Возможно, сюжет этот навеян не дошедшими до нас преданиями о приезде Си-ванму в гости к Шуню, глухое упоминание о котором сохранилось в древних «Бамбуковых анналах».)
В средневековом даосизме и фольклоре Си-ванму— хозяйка своеобразного рая бессмертных (сянь) на горе Куньлунь, где растут персики бессмертия. Бессмертные регулярно съезжаются к ней на торжества. Считалось, что она и её муж хранят списки бессмертных, повелевают ими, награждают или наказывают их за проступки.
На средневековых картинах Си-ванму обычно изображали красивой молодой женщиной в придворном костюме, с заколкой на голове, часто в сопровождении павлина, иногда даже сидящей на павлине; на лубочных картинах (предназначались для сжигания, чтобы помочь умершим в загробном мире) — рядом с ее супругом. Её изображения полагалось дарить женщинам к 50-летию. В некоторых областях Китая, например в окрестностях Пекина, крестьяне, гадая о погоде, обычно обращались с просьбой о предсказаниях к Си-ванму, называя её Ванму-няннян («владычица-матушка»).
Согласно преданию, у Си-ванму было 9 сыновей и 24 дочери. Образ Си-ванму вошёл в средневековые книжные эпопеи и романы более позднего времени (напр., «Путешествие на Запад» У Чэн Эня, 16 в.; «Цветы в зеркале» Ли Жу-чжэня, 19 в.), а также в корейскую и монгольскую литературу. Широко популярен он и в дальне восточной поэзии. В некоторых древних текстах Си-ванму толкуется также как название племени.
Шань Хай Цзин. Каталог гор и морей. (3 в. до н. э. ) (Источник: Каталог гор и морей (Шань Хай Цзин) — Л.: Наука, 1977. Перевод: Э.М. Яншина):
“Еще в трехстах пятидесяти ли к западу находится Нефритовая гора. Это место, где живет Бабка-Хозяйка Запада (Сиванму) Бабка Запада похожа на человека, но с хвостом барса, клыками, как у тигра, любит свистеть; на всклокоченных волосах надеты украшения. Она управляет небесными эпидемиями и пятью наказаниями.”
Божество СИ-ВАНМУ (西王母) — в древнекитайской мифологии богиня-мать. Также ей в глубокой древности поклонялись и в соседних азиатских странах. С давних пор ее имя ассоциируется с западом.
Первые упоминания о божестве восходят к 15 столетию до н.э. Согласно записям о ней можно сделать вывод, что культ богини-матери получил наибольшее распространение во время династии Хань, во II веке до н.э., когда обе части Китая (северная и западная) стали известны благодаря открытию Великого шелкового пути.
Известные изображения
Си-ван-му обычно изображается как величественная женщина, сидящая во дворце, который находится на мифической горе Кунь-лунь. Согласно древнекитайским представлениям, ее дворец считался совершенным раем, в котором встречались божества.
Во дворце СИ-ВАНМУ была окружена свитой, в которую входили самые выдающиеся божества. Одним из главных ее символов является Большая Медведица.
Согласно некоторым поверьям, в саду божества находился прекрасный персиковый сад. Плоды в этом саду созревали раз в три тысячи лет. По некоторым данным, ее дворец находился рядом с персиковой Рощей бессмертия.
Считается, что богиня-мать подает персики каждому, кого считает достойными этого. Это делает их бессмертными.
На голове у божества находится большой головной убор, на котором висят персики бессмертия.
В наиболее ранних источниках богиня СИ-ВАНМУ изображается как свирепое божество смерти. Во рту у нее зубы тигра, который правит всеми зверями и посылает смертным наказания — в частности эпидемии.
В некоторых источниках о ней говорится как о божестве войны и чувственной стороны любви. После интеграции в даосский пантеон богиня Си-ван-му стала ассоциироваться с бессмертием.
Си-Ванму и китайские императоры
В бамбуковых анналах говорится о том, что на девятом году правления легендарного правителя Шуня посланцы с запада Ван-му (от царицы-матери) пришли оказать ему почтение. Преемником Шуня был Юй Великий (в то время он был министром) и был свидетелем того, как великий Шунь принимал посланников божества.
В “Сюньцзы” (авторство принадлежит Сюнь Куану), произведении китайской классической литературы, говорится о том, что легендарный Юй, основатель династии Ся, учился у королевы-матери. Считается, что именно она дала ему легитимность и познакомила с методами, необходимыми для управления страной.
Существуют записи о первом императоре династии Цинь, о Цинь Ши Хуане, который объединил враждующие государства. Блестящий дипломат, он имел большие успехи в сферах войны, торговли и строительства. Однако, о нем помнят и как о человеке, который неудачно искал бессмертия. Известно, что он пытался встретиться с богиней запада и получить от нее бессмертие, но это ему не удалось, и он умер без Небесного Мандата.
Согласно еще одной легенде, в разгар правления Ву, император Ву из династии хань и Си-ванму встретились в ночь “двойной семерки”. Божество посетило правителя в ту самую ночь, когда, согласно легенде, любой смертный мужчина мог встретиться с бессмертным женским божеством.
Когда божество посетило императора, оно разделило с ним трапезу, и дала ему особые указания (некие мистические знания), после чего вернулась в свои чертоги.
К сожалению, император не полностью следовал указаниям божества, не смог применить их на практике, и, вследствие этого, он не достиг бессмертия. Эта встреча была полностью описана в произведении Ли Ци, “Песни королевы-матери”.
Си-ванму и китайские герои
Известна легенда о стрелке И, который искал бессмертия для себя и для своей жены. Он отправился искать божество на гору Кунь-лунь, и преодолел пучину смерти и кольцо огнедышащих гор, извергавших ки-
пящую лаву. После этого он оказался у ворот, которые охранялись чудовищным драконом.
Увидев пришельца, о подвигах которого она столько слышала, Си-ванму велела впустить его. Стрелок И, почтительно склонив голову, рассказал ей, зачем пришел.
Божество прониклось симпатией и сочувствием к герою, и велела трехногой священной птице принести ей тыкву-горлянку, которая была наполнена чудесным снадобьем. Когда птица принесла тыкву, Си-ванму сказала: “Этого достаточно, чтобы вам с женой получить бессмертие. Если все содержимое выпьет один человек, то он станет божеством и вознесется на небо. Если его выпьют два человека, то они станут бессмертными, но жить будут на земле”
После этого Си-Ванму предупредила стрелка И, чтобы он обращался со снадобьем бережно, потому что больше чудесного лекарства у нее не было. Он пытался исполнить ее наказ, но, как всегда в таких случаях, “что-то пошло не так”…
Также известно предание о смелом кучере Му-ване. Предание гласит, что однажды он очутился на крайнем западе, в горах Яньцзышань, в месте, куда заходит солнце.
У него было много интересных приключений, и в конце-концов он встретился с владычицей Си-ванму. Там он почтительно преподнес богине драгоценные подарки, которые она приняла с благодарностью.
На второй день Му-ван устроил пир у Яочи — Яшмового пруда — в честь Си-ванму. После пира он запряг колесницу, которая довезла его до вершины горы Яныдзышань. Там он повелел установить каменную плиту, на которой крупными иероглифами написали “гора Си-ванму”.
Женское божество
Считалось, что Си-Ванму была воплощением Инь. Поэтому у нее были особенные отношения с женщинами Поднебесной.
Богиня-мать заботилась обо всех женщинах-даосах — не только в Китае, но и во всех уголках планеты. Особенно она покровительствовала женщинам, стремящимся к совершенству.
Это божество особенно почиталось приверженцами феминизма. Такими женщинами Си-Ванму рассматривалось как “могущественное, независимое божество, олицетворяющее высшую инь, контролирующую бессмертие и загробную жизнь”.