ХОУ-ЦЗИ (условно «государь просо», «государь зерно»), в древнекитайской мифологии культурный герой, божественный прародитель чжоуского племени. В наиболее архаических версиях преданий о Xоу-цзи рассказывается, что его мать — девушка из рода Ютай по имени Цзян Юань однажды, гуляя в поле, наступила на след великана, зачала и родила Xоу-цзи (возможно, что-след великана в первобытном мышлении ассоциировался со следами представителей верхнего небесного мира или его владыки,).
В детские годы Xоу-цзи любил, играя, сажать коноплю и бобы.
Став взрослым, Xоу-цзи начал возделывать землю и собирать богатые урожаи. Государь Яо пригласил Xоу-цзи на должность управителя земледелия. По другим версиям, Xоу-цзи прославился при государях Шуне и Юе. Это явное свидетельство того, что присоединение преданий о Xоу-цзи— прародителе чжоусцев к рассказам о правлении идеальных государей глубочайшей древности есть явления более поздней исторической мифологии.
При этой историзации, например, исчезло и зафиксированное в «Книге песен» и «Книге гор и морей» представление о том, что Xоу-цзи получил семена злаков из верхнего, небесного мира.
По песням можно сделать вывод, что в период засухи чжоусцы обращались к Xоу-цзи с молениями так же, как и к Верховному владыке — Шанди. Трудясь над посевами злаков, Xоу-цзи умер у горы и был погребён на равнине Дугуан неподалеку от небесной лестницы дерева Цзянь Му, по которой в мифические времена герои-первопредки подымались на небо и спускались на землю.
Образ Xоу-цзи, по своей сути культурного героя, научившего людей сеять злаки, близок образу Шэнь-нуна. По всей вероятности, Шэнь-нун был божеством земледелия иньцев, а образ Xоу-цзи сложился у чжоусцев, первоначально скотоводов, при переходе к оседлому земледелию. В древних легендах искусными земледельцами называются также сын Xоу-цзи по имени Бу-ку, брат Xоу-цзи— Тайси и сын Тайси — Шу-цзюнь, который предложил использовать быков для пахоты. В этих преданиях, по-видимому, отразились представления о целом роде земледельцев, образовавшемся среди чжоуского племени.
Шань Хай Цзин. Каталог гор и морей. (3 в. до н. э. ) (Источник: Каталог гор и морей (Шань Хай Цзин) — Л.: Наука, 1977. Перевод: Э.М. Яншина):
“Есть царство Западного Чжоу, там живут люди из рода Цзи, питаются просом. Там живет человек, пашет землю, зовется Младший Дядя Уравнивающий. Предок Выдающийся (Цзюнь) родил Владычествующего над Просом (Хоуцзи). Владычествующий над Просом спустился, чтобы дать все злаки. Младший брат Владычествующего над Просом по имени Тайси родил Младшего Дядю Уравнивающего. Младший Дядя Уравнивающий преемствовал своему отцу и сеял вместе с Владычествующим над Просом злаки. Первым стал пахать землю. Там обитает род Жены из Красного царства. Там находится гора Двугорбая Шуан”.
Бог Хоуцзи (:后稷) — («государь просо», «государь зерно») — божественный первопредок чжоусцев, покровитель земледелия. В одном из мифов рассказывается о том, что именно он научил людей, как возделывать землю, чтобы получать богатый урожай.
Изначально это было женское божество, Муцзи (“Мать-просо”). Согласно одной из версий, божество ХОУ-ЦЗИ является сыном владыки Ку, и потомком Желтого Императора.
Легенда о Хоу-цзи
Жила некогда прекрасная девушка по имени Цзянь Юань. Больше всего на свете она хотела стать матерью. Но как бы сильно она ни молила богов, какие бы жертвы она им ни приносила, родить ей не удавалось.
Отчаявшись, Цзянь-Юань пошла на крайность. Прекрасно зная о последствиях, которые могли произойти, если бы что-то вдруг пошло не так, она вступила в след Верховного Предка — не спрашивая его согласия на это. Когда на небе пророкотал гром, Цзянь-Юань испугалась, и решила, что Небо прокляло ее за дерзость. Однако, к утру она родила мальчика. Он был крохотный, как росток. Подумав, что Верховный Предок не принял его, Цзянь Юань, обливаясь слезами, положила ребенка на узкую тропу. Ребенок закричал, но она торопливо ушла, не оборачиваясь.
В то время Шли буйволы на водопой и услышали пронзительный крик.
Они увидели чудесного младенца — такого красивого, каких свет еще не видывал. И подошла одна из буйволиц, и поднесла ему вымя.
Так буйволы кормили малыша все лето, а осенью они ушли в другие места.
Оставшись один, ребенок снова заплакал. На его крик прибежали волки, которые попытались было разорвать его на части и съесть, но тут с небес спустились две огромные птицы на длинных и тонких, точно палки, ногах. Они подхватили малыша, и унесли его в свое гнездо, где кормили всем, что ели сами — травой и всякими зернышками.
Однажды чудесный младенец выпал из гнезда. Но не расшибся. Он встал на ноги и пошел поближе к людским селениям. И пришел он на тот самый луг, на котором его кормили буйволы. Подобрав себе по силам палку с сучком, он стал царапать ею влажную землю. В образовавшиеся борозды он сыпал зерна, какими кормили его птицы.
Прошло несколько месяцев. Когда на то место наконец пришли люди, они увидели растущие там прекрасные бобы, и не менее прекрасны огромные тыквы. И пшеница там росла, и рожь колосилась, и конопля зеленела. А сорняков не было нигде…Никто не мог понять, что это такое, и все заговорили о небывалом чуде.
Вдруг раздвинулись колосья проса, и перед ними появился чудесный младенец. Ликующие люди назвали его Хоу-цзи, что дословно означает “Владычествующий над просом”.
Люди взяли его к себе и воспитали. По мере взросления Хоу Цзи помогал тем, кто дал ему приют. Например, он изобрел инструменты для обработки земли и научил людей правильно возделывать землю. Благодаря ему им не пришлось больше заниматься собирательством, и они сами стали выращивать злаки.
Вскоре весть об этом дошла до ушей государя Яо. Он призвал Хоу Цзи к себе и велел ему ведать всеми полевыми работами в стране. Также он отдал ему самую плодородную область в Поднебесной — Тай.
Немного позже Хоу Цзи женился, и один из его сыновей, Шу-цзюнь предложил запрягать в соху волов.
Когда Хоу Цзи умер, его с почестями похоронили в одном из самых красивых мест страны. И навсегда запечатлели в своих сердцах память об этом тихом и добром человеке.