ТЯНЬ («небо»), одно из важнейших понятий китайской (особенно древнекитайской) космогонии, мифологии, философии и религиозных верований.
Иероглифу Тянь даются разные этимологические объяснения. Вероятнее всего, иероглиф восходит к рисунку небосвода, находящегося над человеком, поэтому уже в ранних (1-е тыс. до н. э.) текстах Тянь выступает в двух основных значениях: небо, небесная твердь (отсюда и одно из названий Китая —Тянь-ся: «то, что находится под небом, т. е. Поднебесная) и Небо — верховный дух, высочайший правитель, стоящий во главе иерархически организованного сонма духов, мандат которого (Тяньмин — мандат Неба) дает земному властителю (Тянь-цзы — “сын неба”) право управлять страной; высшая божественная сила, распорядительница человеческих судеб, ниспосылающая на землю награды и кары.
О возникновении неба повествуется в одном из мифов о Паньгу: небо образовалось из содержимого космического яйца, когда всё лёгкое и чистое поднялось вверх и образовало небесную твердь, а тяжёлое и грязное опустилось вниз и создало землю. По более ранним философско-космогоническим концепциям, вселенная образовалась из Изначального хаоса, по другой версии — из Великого предела (см. Тайцзи).
Хотя представление о Небе, как о божественной силе, появилось позже, чем понимание неба как тверди, находящейся над головой людей, всё же его следует считать весьма архаическим.
Вероятно, оно сложилось у племени чжоу до того, как в результате победы над племенем из государства Инь это племя стало править Китаем, т. е. ранее 11 в. до н. э. Не исключено также, что оно сначала возникло среди северных и северо-западных кочевников — предков тюркских и монгольских народностей и примерно со 2-го тыс. до н. э. проникло в Китай.
После того как чжоусцы овладели Китаем, произошло смешение шан-иньской и чжоуской культур, отразившееся также и в области религиозных представлений — в контаминации чжоуского культа Неба и шан-иньского культа верховного божества Шан-ди. Отправление общегосударственного культа неба (жертвоприношения на круглом алтаре к югу от столицы) вплоть до революции 1911 производилось императором.
В религиозно-космологических представлениях древних китайцев Небо было создателем всего сущего: народа, его правителя, пяти движущих начал —металла, дерева, воды, огня и земли. От связи с Землёй оно порождало «тьму вещей».
Тянь приписывался ряд других, иногда гипертрофированных, человеческих черт: оно руководит всем, что происходит на земле, всезнающе и всемогуще, милосердно и справедливо в распределении наград и наказаний, оно благожелательно и заслуживает доверия, на него можно положиться, но в то же время его следует бояться, ему нужно следовать и подчиняться, ибо только так можно заручиться его благосклонностью и обеспечить себе счастье и удачу.
К этому Небу и обращался поэт Цюй Юань (340 — 278 до н.э.) в своей поэме «Вопросы к небу», его он восхвалял в «Лисао». В поздней средневековой китайской народной мифологии распространено представление о Тянь как о месте пребывания огромного пантеона божеств во главе с Юй-ди. В этом плане оно мыслилось как территория, на которой находились великолепные дворцы, конюшни для небесных коней, включая восемь скакунов, рысака Гуань-ди, помещения для небесных воинов, парки и сады, в т. ч. персиковый сад Сиванму (см. Паныпао), и наконец, Небесный дворец (Небесные чертоги), резиденция Юй-ди. С. Кучера.
Цюй Юань. Лисао (Лирический поэт. 340—278 до н. э. ) (Источник: Лисао.- СПб.: ООО «Издательский Дом «Кристалл»», 2000.)
“В могуществе ты бескорыстно, небо,
И только честным помогаешь ты,
Лишь дух свой просветившие наукой
Достойны нашу землю населять.”
Цюй Юань. Лисао (Лирический поэт. 340—278 до н. э. ) (Источник: Лисао.- СПб.: ООО «Издательский Дом «Кристалл»», 2000.):
“И вот приблизился я к свету неба
И под собою родину узрел.
Растрогался возница… конь уныло
На месте замер, дальше не идет.”
Тянь (天) — небо. Это одно из самых важных понятий китайской (и в частности- древнекитайской) космогонии, религиозных верований, философских воззрений и мифологии.
У иероглифа есть несколько этимологических объяснений. Вероятно, основой для него служил рисунок небосвода. По этой причине уже в ранних текстах (примерно первое тысячелетие до нашей эры) Тянь выступает в двух ипостасях:
- Небо, или небесная твердь (отсюда название “Тянься”, что дословно означает “Поднебесная”, или “То, что под небом”);
- Небо, как верховный дух, или наиболее главный правитель, возглавляющий иерархически организованный сонм духов. Его мандат (отсюда название “Тяньмин” — небесный мандат) позволяет земному владыке (Тянь-цзы — “Сын неба”) править государством. Также это некая высшая божественная сила, распоряжающаяся человеческими судьбами, посылающая человечеству как наказания, так и награды.
Как возникло небо
О том, как возникло небо, рассказывается в мифе о Паньгу. Когда первочеловек вылупился из первояйца, содержимое вылилось в пустоту. Так и образовалось небо. Все легкое и чистое (по всей видимости, белок) поднялось вверх, и в результате образовалась небесная твердь. Все тяжелое и грязное было опущено вниз: так возникла земля.
Есть другой, более ранний космогонический миф. Согласно ему, сначала был изначальный хаос, или некий Великий предел, из которого и образовалась вселенная.
Предполагается, что представление о небе, как о божественной силе, сложилось у племени чжоу (примерно в 11 веке до н.э). Возможно также, что изначально это представление возникло среди северных и северо-западных кочевников, которые были предками монгольских и тюркских народов. На территорию Китая оно проникло примерно во втором тысячелетии до н.э.
Немногим позднее произошла контаминация чжоуского культа Неба и шан-иньского культа верховного божества Шан-ди.
Культ неба был общегосударственным, и отправлялся он под управлением императора. Это происходило вплоть до революции 1911 г.
Древнекитайские представления о Небе
Согласно религиозно-космологическим представлениям древних китайцев, бог Тянь создал все сущее: как людей и его правителя, так и пять движущих начал: землю, огонь, воду, дерево и металл. От связи с землей порождалась “тьма вещей”.
Иногда этому божеству приписывали ряд несколько гипертрофированных человеческих черт. Например, бог Тянь руководил всеми процессами, которые происходили на земле. Это было справедливое божество, на милость которого можно надеяться. Одновременно оно посылало наказания, поэтому его следовало опасаться.
Как и любое другое верховное божество, китайский бог Тянь требовал безусловного подчинения. Именно к нему обращался в своей поэме “Вопросы к Небу” великий китайский поэт Цюй Юань.
Поздние представления
В более поздней средневековой китайской мифологии было распространено представление о Тянь, как о месте, в котором располагался огромный пантеон различных божеств. Возглавлял этот пантеон Юй-ди.
То есть, Тянь был осмыслен не как божественная личность, но как территория, включающая в себя прекрасные дворцы и конюшни, в которых содержались небесные лошади, в том числе и легендарные 8 скакунов, и, разумеется, рысак Гуань-ди. Также на этой территории находился персиковый сад, и, разумеется, Небесные чертоги — место постоянного обитания Юй-ди.
Культ Неба
Он был основан на том, что Небо является вместилищем различных духов. Поклоняться этим духам мог не только император, но и любой смертный. Разумеется, существовали определенные различия.
Императорские жертвоприношения совершались у великого алтаря храма Небес в Пекине (изначально обряды культа совершались у алтаря, который находился в пригороде столицы Китая). Обряды были важны, потому что они являлись важнейшей частью официального государственного культа.
Население относилось к обожествлению Неба точно так же, как и и культу предков.
Как и современные верующие европейцы, жители Поднебесной либо отправлялись в храм, либо оставались дома. Во время празднования Нового года они ставили подношения на домашний алтарь. Затем зажигались благовонные палочки, с помощью которых глава семьи окуривал сначала жилые комнаты, затем двор. Также окуривались все двери, включая входную, и ворота.
В народных легендах боня Тянь обычно называли Небесным старцем. Божество Земли называли земной бабушкой. Богу Тянь молились как подателю дождя и солнца, а Земле — как божеству, дарующему злаки.