ГОУМАН, Чжун, в древнекитайской мифологии помощник Фуси. В древней «Книге гор и морей» (3—2 вв. до н.э.) сказано: «На Востоке Гоуман с телом птицы и лицом человека восседает на двух драконах». По другим источникам, Гоуман — дух дерева с квадратным лицом и в белой одежде, в руках у него циркуль и ему подвластна весна.
В более позднее время почитался как один из духов пяти стихий (дух дерева). В комментариях 2 в. до н. э. к «Книге обрядов» (4 — 2 вв. до н. э.) говорится: «Гоуман чиновник, в ведении которого находились деревья, молодое дерево обычно кривое (гоу) и с острыми побегами (ман), отсюда и пошло его имя». Согласно «Критическим суждениям» Ван Чуна (1 в.), Гоуман — дух судьбы. Б. Р.
Шань Хай Цзин. Каталог гор и морей. (3 в. до н. э) (Источник: Каталог гор и морей (Шань Хай Цзин) — Л.: Наука, 1977. Перевод: Э.М. Яншина):
“Богом Востока является Вьющийся терновник (Гоуман) и у него птичье туловище и человеческое лицо, ездит на двух драконах”.
Гоуман (句芒) — героизированное божество весны и востока. В некоторых источниках о нем говорится как о божестве растений. Дословно “Гоуман” переводится как “Вьющийся терновник”. То есть, возможно, он является божеством-символом этого растения.
В некоторых источниках о нем пишут так: “У каждой страны света — у Востока, Запада, Юга, Севера, а также Центра — были свои верховные правители. Фуси был владыкой Востока, а его помощником был дух дерева Гоуман (божество Гоуман). В руках он держал циркуль и ведал весной”.
Как говорят легенды, у легендарного Фуси, который правил Востоком под именем Тайхао, было человеческое лицо и змеиное тело. А у Гоумана было квадратное лицо и птичье тело. Также рассказывают, что это божество могло быть сыном владыки Запада Шаохао.
Когда наступило время, Шаохао покинул Восток и решил вернуться на Запад, который был его родиной. А Гоуман остался на Востоке и помогал Фуси.