“Лисао” — китайская классическая поэма, авторство которой принадлежит Цюй Юаню. Она была создана между 3 и 4 вв до н.з.
Читать онлайн Цюй Юань “Лисао” >>
Что представляет собой поэма
“Лисао” (“Ли Сао”) включает в себя “напевы”-молитвы, которые исполнялись во время обрядов поклонения различным природным духам. Также в поэме содержатся элегии — размышления поэта над собственной, не слишком счастливой судьбой.
Большинство стихов Цюй Юаня сформированы по схожему принципу: в напевах дается герой, место, в котором он живет, и описание всех его действий.
Впервые на русском языке произведение Цюй Юаня вышло из печати в 1954 г.
Мифология и религия
Поэма повлияла на последующую литературу. По мнению культурологов, содержание этого материала является основным источником исторической информации о культуре и религиозных верованиях на территории бывшего Королевства Чу.
Некоторые молитвы-напевы состоят из достаточно плотного мифологического материала. Своеобразную поэтическую трактовку получают в поэме религиозные и философские вопросы — например, вопрос о существовании души.
Животные и мифологические существа
В поэме упоминаются мифологические существа из ранней китайской мифологии. Сюда можно отнести:
- рогатого дракона;
- крокодилового дракона;
- гигантского змея;
- огнедышащего дракона;
- крылатого дракона.
Верования
Культурологи предполагают, что верования, отраженные в этих стихах связаны с верованиями предшествующих династий Шан и Чжоу. Встречаются в поэме и стихи, которые можно отнести к ритуальным (и которые, предположительно, встречались в шаманской практике в глубокой древности). Некоторые песни-молитвы объединены цветочной символикой и полетами: предполагается, что все это символизирует встречи с божественными существами.
Об авторе “Лисао”
Автор “Лисао” Цюй Юань — первый китайский поэт, существующий в письменной традиции. Он жил в 4 веке до н.э., служил в качестве министра при дворе императора королевства Чу. Он считается основоположником авторский поэзии.
С его именем связано много легенд. Согласно одной из них, мудрый и справедливый Цюй Юань был ненавистен другим министрам, которые всячески настраивали императора против него.
Однажды против него составили настоящий заговор: его обвинили в нарушении конфиденциальности и отправили в изгнание. Он не мог вынести несправедливости и лишений, и решил покончить собой, бросившись в реку.
Узнав об этом, местные рыбаки пытались спасти его, или хотя бы найти тело, чтобы похоронить с почестями. Но это им так и не удалось. Но однажды, когда рыбаки уже совсем отчаялись, они увидели, как из реки поднялся дракон, и тут же снова бросился в воду. На теле дракона был кусок одежды Цюй Юаня.
День ритуального самоубийства Цюй Юаня больше двух тысяч лет отмечается под названием «Праздника драконьих лодок».
Это происходит ежегодно, в 5 день 5 месяца по лунному календарю. Люди плывут на лодках, доплывают до середины реки и бросают в воду шарики, изготовленные из клейкого риса (цзунцзы). Так проводится своеобразное жертвоприношение духу поэта.
Также существует традиция подавать в этот день цзунцзы на стол и дарить их друг другу. Это возвращает нас все к той же легенде о ритуальном самоубийстве министра-поэта: в надежде найти тело Цюй Юаня, рыбаки бросали в реку рис, чтобы накормить голодных рыб и не дать им съесть тело погибшего.