Шидр шэн сяо-шэнь

Шидр шэн сяо-шэнь (духи животных 12-летнего цикла), в поздней китайской народной мифологии духи годов 12-летнего животного цикла летосчисления.

Счет годов по 12-летним циклам появился в Китае, видимо, в весьма отдаленные времена. В «Книге гор и морей» упоминается потомок Янь-ди, сын Хоу-пгу по имени Е-мин, «породивший годы числом 12». Впоследствии каждый из годов получил обозначение с помощью системы особых, т. н. циклических, знаков (шиэр чжи — «12 ветвей»): цзы, чоу, инь и т. д. (этими же знаками обозначалось и время суток, разделенное на 12 отрезков).

Существовала также система счёта по «10 пням» («ши гань»), которая состояла из набора других 10 циклических знаков: цзя, и, бин, дин и т. д. Сочетанием знаков из этих двух рядов обозначали дни месяца и годы 60-летнего цикла (например, первый год 60-летнего цикла назывался Цзя Цзы, т. е. «первый год цзы», и т. д.). Можно предположить, что соотнесение 12-летнего цикла с животными было заимствовано китайцами от тюрко-монгольских племен сюнну (гунны), с которыми в эпоху Хань (3 в. до н. э.— 3 в. н. э.) они находились в непосредственном соседстве. (В ханьскую эпоху существовало представление о 12 духах в зверином облике, которых изображали во время магических плясок, но какие животные входили в это число неизвестно.)

На заимствованный характер этой системы указывает, в частности, несовпадение символики включенных в нее животных с традиционными древнекитайскими представлениями; так западу в ней соответствует не тигр (см. Бай-ху), а курица (петух) и т. п.

К рубежу н. э. в Китае, видимо, сложились и различные, связанные с этими животными представления, в соответствии с которыми, например, человек, родившийся в год мыши, не должен был убивать мышей, родившийся в год курицы,— есть курятину и т. п.

Особо широко эта система применялась гадателями, определявшими по особым таблицам, будет ли благополучной жизнь молодых людей, вступающих в брак. Так, например, юноша, родившийся в год мыши, не должен был жениться на девушке, родившейся в год тигра (допускались лишь нейтральные сочетания, вроде курица и заяц и т. п.).

Постепенно представления о животных, соответствующих годам 12-летнего цикла, трансформировались в представления о 12 божествах цикла, а общее движение китайской мифологии по пути антропоморфизации зооморфных персонажей привело ктому, что уже к эпохе Тан (7 —10 вв.) появляются выразительные зооантропоморфные скульптуры Шидр шэн сяо-шэнь, на которых все персонажи имеют человечьи тела, но звериные головы (погребальная скульптура 8 в. из пров. Шэньси).

В средние века Шидр шэ нсяо-шэнь получают и соответствующие человеческие имена и фамилии, например, в энциклопедии Ван Ци «Сань цай ту хуэй» («Собрание иллюстраций, рисующих небо, землю и человека», 16 в.). 12-летний животный цикл распространён не только у китайцев, но и у корейцев и у других народов Дальнего Востока и Центральной Азии. В Корее духи животного цикла назывались Сибиджисин. Везде цикл начинается с года мыши. Согласно китайскому мифологическому преданию (пров. Чжэцзян), счет годов по животным установил Юй-ди. Б.Л.Рифтин.

Шань Хай Цзин. Каталог гор и морей. (3 в. до н. э. ) (Источник: Каталог гор и морей (Шань Хай Цзин) — Л.: Наука, 1977. Перевод: Э.М. Яншина):

“Бог Разливов родил Владычествующую над Землей (Хоуту). Владычествующая над Землей родила Емина, Емин родил десять и два года”.

Духи шидр шэн сяо-шэнь — “духи двенадцатилетнего цикла”. В поздней китайской мифологии божества шидр шэн сяо-шэнь являлись духами годов двенадцатилетнего животного цикла летоисчисления.

По всей видимости, счет годов по двенадцатилетним циклам появился в Китае в очень древние времена. По некоторым данным, китайцы заимствовали такой счет у гуннов.

Легенда

Древний миф гласит, что в старину не ведали, как можно по животным вести счет годам. Еще говорят, что этому научил людей Нефритовый владыка Юй-ди.

Однажды он призвал во дворец всех зверей и птиц. И нужно было выбрать, того, по имени которого можно будет вести счет годам. Более того, нужно было выбрать еще и самого старшего — того, с кого год бы начинался.

И вот, пожаловали звери и птицы в Небесный дворец. Вышел к ним владыка, и сказал, что им предстоит самим назвать тех зверей и птиц, по которым будет вестись счет годам. Собравшиеся назвали вола, лошадь, барана, собаку, свинью, зайца, тигра, дракона, змею, обезьяну, петуха и мышь. Почему именно на этих животных пал выбор, никто не знает.

Итак, выбрано было двенадцать зверей. Но также было нужно расставить их по порядку. И тут начались споры и пересуды. Кто из них больше?

По мнению Нефритового владыки, самым большим был вол, и все было с ним согласились, но тут выскочила мышь, и возразила, что она больше, потому что, едва завидев ее, люди кричат “Какая огромная мышь!”

Когда Нефритовый владыка услышал, что люди, испугавшись мыши, действительно, называют ее громадной, решил, что вол, и в самом деле, должен уступить ей первое место. Так и пошло с тех пор: сначала идет год мыши, а потом — год вола. А о том, как распределились остальные места, легенда умалчивает.

 

Оцените статью
Мифы Китая
Добавить комментарий

13 − 6 =