СИХЭ, в древнекитайской мифологии мать и одновременно возница солнц, живущая за Юго-Восточным морем. В «Книге гор и морей» (4 — 2 вв. до н.э.) говорится: «Среди сладких источников есть страна Сихэ, там живет женщина Сихэ, там солнца омываются в сладком источнике. Сихэ — жена Ди-цзюня, которая родила 10 солнц». По древним представлениям, Сихэ по очереди вывозила своих детей-солнц на небо в колеснице, запряженной шестеркой драконов.
В комментариях к «Книге гор и морей» говорится, что Сихэ— повелитель Солнца и Луны (возможно, в мужском облике). Согласно преданию, во времена Яо была учреждена должность чиновника Сихэ, который ведал четырьмя временами года.
Шань Хай Цзин. Каталог гор и морей. (3 в. до н. э) (Источник: Каталог гор и морей (Шань Хай Цзин) — Л.: Наука, 1977. Перевод: Э.М. Яншина):
За Юго восточным морем, реки Благостной, расположено царство Сихэ “Там живет женщина по имени Сихэ Здесь солнца купаются в водоеме Благостном. Сихэ жена Предю Выдающегося (Цзюнь) родила десять солнц”.
Богиня Сихэ (羲 和) — в древнекитайской мифологии солнечное божество и мать десяти солнц. В древнекитайской поэзии божество Сихэ представлено недобрым, и даже отчасти зловредным персонажем.
А в фольклоре есть интересная легенда о Сихэ и о ее десяти сыновьях.
Стрелок И и десять солнц
Древний миф гласит, что когда-то очень давно существовало не одно, а сразу десять солнц, которые были сыновьями богини Сихэ. Их дом находился в Тангу — в Кипящей долине за Восточным морем.
Обычно все сыновья богини Сихэ проводили свои гигиенические процедуры в море, и из-за этого вода там клокотала, как настоящий кипяток. В бурлящем море росло огромное дерево Фусан. На этом дереве и жили десять братьев-солнц.
Каждый день, под неусыпным наблюдением своей матери, богини Сихэ, они по очереди выходили совершать свой строго определенный путь. Они выезжали на небо в колеснице, которой управляла их матушка.
На небе все солнца появлялись в строгой очередности. Они ежедневно сменяли друг друга. Братья были настолько похожи друг на друга, что людям казалось, будто с неба им всегда улыбается одно и то же солнце.
Перед наступлением утра очередное солнце выходило из Тангу, омывалось в озере Сяньчи — Соленом озере — и перебиралось с
нижних ветвей на верхние. Оттуда оно взбиралось на колесницу.
Колесницу везли шесть запряженных в нее драконов. Когда она прибывала на небо, Сихэ останавливалась, и дальнейший путь каждый из братьев проделывал уже самостоятельно. А мать, сидя в колеснице, продолжала следить за своими сыновьями.
Лишь с наступлением ночи возвращалась она на пустой колеснице в Тангу, чтобы на следующий день начать путешествие снова и сопровождать другого сына.
И вот, однажды богиня Сихэ заболела. Она боялась отпускать юношей одних, но и Землю без солнечного света оставлять было нельзя. А юноши наперебой уговаривали мать доверить им самим проделать путь.
Сердце Сихэ чувствовало недоброе, но выбора у нее не было, и она согласилась, строго-настрого наказав им делать все точно также, как и всякий раз, когда она была рядом.
Юноши были буйные и шаловливые. Вообще-то они были дружны, но, выехав на небо, они заспорили, кому выходить следующим. Где спор — там и драка… В конце-концов на небо выкатились все десять солнц. Братья лупили друг друга, не подозревая о том, что происходит внизу, на Земле. А там от нестерпимого жара начались пожары.
Все гибло в огне, и несчастные в ужасе то с мольбой, то с гневом обращались к Небу. И услышал их герой, стрелок И. И стало ему жалко людей. Он нашел удобное место, прицелился, и начал пускать в дерущиеся солнца одну стрелу за другой…
И не дрогнула его рука, пока он не убил девятерых. А десятое солнце испугалось и укатилось назад, к матери… С тех пор на небе светит только одно солнце.
В культуре
Упоминания о богине Сихэ имеются в чжоуских текстах. Там божество представлено как древний наставник неопределенного пола. Оно наблюдает за поведением небесных тел, создает календарь, занимается предсказаниями по солнцу и контролирует солнце в его движении.