Лэй-гун

ЛЭЙ-ГУН («громовник»), в китайской мифологии бог грома. Согласно «Книге гор и морей» (3 — 2 вв. до н. э.), в Озере грома (Лэйцзэ) живёт дух грома; у него тело дракона, человечья голова, он бьёт по своему животу, как по барабану (по-видимому, наиболее архаическое представление о Лэй-гуне).

Возможно, он считался отцом первопредка Фу-си. В древнекитайском языке само понятие «удар грома» (чжэнь) этимологически связано с понятием «Забеременеть», в чём можно увидеть реликты древних представлений, связывавших рождение первопредков с громом или громовником, «громовым драконом». Характерно, что Озеро грома именовалось также Чжэньцзе. Философ Ван Чун (1 в. н. э.) писал, что художники изображали гром в виде связки барабанов или силача Лэй-гуна, который левой рукой тянет связку барабанов, а правой ударяет в них.

На древнем рельефе (предмогильный храм У Ляна в провинции Шаньдун, сер. 2 в. н. э.) Лэй-гун имеет облик человека, разъезжающего в облаках на колеснице и бьющего молотком по двум барабанам.

В 7—10 вв. его описывали как свиноподобное крылатое существо черного цвета, с рогами и двумя когтями на передних и задних лапах, с каменным топором в передних лапах, поедающее красную змею («Тайпин гуан цзи», части 393 — 394).

Впоследствии, по-видимому, под влиянием буддизма, в частности образа птицы Гаруды, Лэй-гун стал изображаться с чёрными крыльями летучей мыши, с птичьими когтями и головой (иногда с тремя глазами), туловищем человека синего цвета; он одет обычно только в штаны, на плечах связка барабанов, в правой руке деревянный молоток, который бьет по ним.

Лэй-гун почитался как божество, помогающее людям, поскольку он связан с божествами дождя, от которых зависит урожай. Храмы Лэй-гуна известны с 7—10 вв.

Цитаты

Шань Хай Цзин. Каталог гор и морей. (3 в. до н. э. ) (Источник: Каталог гор и морей (Шань Хай Цзин) — Л.: Наука, 1977. Перевод: Э.М. Яншина):

“В Громовом озере живет Бог Грома. У него туловище дракона и человеческая голова. Бьет по своему животу. Он обитает на западе У”.

 

Шань Хай Цзин. Каталог гор и морей. (3 в. до н. э. ) (Источник: Каталог гор и морей (Шань Хай Цзин) — Л.: Наука, 1977. Перевод: Э.М. Яншина):

“На востоке Зыбучих песков, к западу от Черной реки находится царство Утренних облаков (Чао Юнь), царство Правящих кабанами (Сычжи). Жена Желтого Предка Лэй Цзу (Божество Грома) — родила Чанъи”.

 

 

Описание

Бог Лэй-гун (雷公) — в древнекитайской мифологии и в даосизме бог грома. В даосизме по повелению неба божество Лэй гун наказывает смертных, которые были виновны в тайных преступлениях (то есть, тех, кто смог избежать наказания по закону).

В руках божество держит барабан и молот: с помощью этих предметов он производит гром. Для наказания злодеев он использует долото. Для передвижения божество использует колесницу, которую ведет юноша по имени А Сян.

У божества есть жена, которую зовут Дяньму. Это богиня молний, которые она производит при помощи мерцающих зеркал. Также Лэй-гуну помогают божество облаков Юнь-Тонг и божество дождя Ю Ши, который вызывает ливни, окунув свой меч в большой горшок.

Легенда о Лэй гуне

Изначально Лэй-гун был смертным. Однажды он шел на запад и увидел персиковое дерево, имеющее волшебную природу. Не зная об этом он сорвал персик и съел его. После этого он стал божеством. Он вознесся на небо, и там получил свои инструменты.

Есть интересная легенда, рассказывающая о том, как Лэй-гун познакомился со своей женой. Дело было во времена правления Нефритового императора. Лэй гун воевал на его стороне, и когда он побивал врагов, небо темнело. Кстати, именно по этой причине иногда он убивает не того, кого нужно: ему ничего не видно.

Дяньму, на тот момент смертная девушка, жила со своей матерью. Мать была очень старая и не могла есть неочищенный рис.

Увидев, как Дяньму выбрасывает шелуху, Лэй-гун рассердился: он подумал, что девушка понапрасну тратит продукты. И он убил ее.

Император воскресил девушку, превратил ее в божество и отдал в жены Лэй-гуну: раз уж он убил ее, то теперь он должен был нести за нее ответственность. Так они стали жить вместе. Как божество молний, Дяньму иногда освещает небо, чтобы ее вспыльчивый супруг снова не убил не того. К сожалению, ее помощь часто опаздывает.

Перед потопом

Однажды был большой дождь. Некий человек решил, что Лэй-гун разгневался на них, и преисполнился решимости спасти себя и свою семью. Он вышел на улицу и увидел, как вслед за вспышкой молнии и мощным ударом грома повелитель стихии Лэй-гун, с синим лицом,

держа в руках деревянный топор, быстро спустился на крышу дома. Он взмахивал крыльями, и глаза его излучали яркий свет.

Человек бросился на божество, зацепил его рогатиной, втащил в дом и запихнул в клетку.

Затем он позвал своих детей и показал им плененного бога. Они испугались. Человек решил убить божество и приготовить из него еду. Утром он отправился на рынок за ароматными палочками, и строго-настрого наказал детям не давать потустороннему пленнику ни капли воды.

Когда он ушел, божество принялось стонать, и дети, сжалившись, выпустили его. Улетая, он подарил детям зуб из своего рта, и сказал, чтобы они посадили его в землю. Дети так и сделали, и из зуба вырос огромный дуб, на котором в итоге они и спаслись, когда Лэй Гун начал потоп. От этих детей произошли и другие люди.

 

Оцените статью
Мифы Китая
Добавить комментарий

4 × два =