ТАЙ-И

ТАЙ-И («великая единица», «великое единство», «великий единственный»), в китайской мифологии верховное божество. В песне Цюй Юаня (4 в. до н. э.) — наиболее раннем упоминании о Тай-и— он описывается как небесное божество, держащее в руках длинный меч, ножны которого украшены сверкающим нефритом.

На Тай-и подвески из нефрита, мелодично позванивающие на ветру.

Древние комментаторы полагали, что в царстве Чу Тай-и выступал как верховное небесное божество, связанное с Востоком. Известно, что в древности государь весной и осенью совершал жертвоприношения. (По мнению китайского исследователя Сюнь Сяо-е, Тай-и почитался жителями Чу как бог войны, дарующий победу.)

В общекитайской традиции, однако, Тай-и— скорее абстрактное верховное божество; философ Чжуан-цзы (4 в.до н. э.) сообщает, что он правит всем.

В текстах эпохи Хань (206 до н. э.— 220 н. э.)Тай-и— название звезды и духа этой звезды (комментарии к «Историческим запискам» Сыма Цяня). Согласно «Описанию жертвоприношений» в «Истории династии Хань» Бань Гу (1 в. н. э.), Тай-и главенствует над 5 государями сторон света (см. У ди).

По другим источникам, Тай-и повелевает 16 драконами, знает, когда будет ветер и дождь, наводнение и засуха, голод, война и моровые болезни. В ту же эпоху рождается представление о Сань и («Трёх единственных»): Тянь-и («небесном единственном»), Ди-и («земном единственном») и Тай-и («великом единственном»).

В ряде случаев культ Тай-и стал сочетаться с культом Хоуту, а затем после 3 в. н. э. Тай-и стал упоминаться как один из многих сподвижников пяти государей сторон света (У ди).

В народных преданиях 3 —10 вв. Тай-и выступает как посланец Небесного государя (Тянь-ди), являющийся на землю в облике старца. В средневековых даосских сочинениях Тай-и — отец Дао, предшествующий небу и земле, находящийся над всеми девятью небесами, в великой чистоте (см. Сань цин), вне шести мраков.

Это — некое первоначальное дыхание, дающее миру и всем существам жизнь. Несмотря на такое абстрактное понимание божества, Тай-и описывается как существо с телом петуха и человечьей головой.

Считалось, что Тай-и находится в человеческом мозге. Несколько раз в году Тай-и и Трое единственных вместе с божествами пяти основных внутренних органов «смешиваются» и превращаются в одного большого бога, который именуется по-разному.

В 1-м лунном месяце в два определённых дня между 5 и 7 часами утра он находится в сердце, в 6-м месяце в один из дней с 7 до 9 часов утра находится в печени, в 7-м месяце —в селезенке, в 8-м — лёгких, в 9-м — в почках, в 11-м месяце — в мозгу во дворце Нихуань (инд.Нирвана?). В 3-м и 4-м месяцах это единое божество разделяется вновь и распространяется через все кости человека, которые оно укрепляет.

По другой версии, Тай-и находится в теле человека во дворце таинственной киновари. Он считается повелителем всех частей тела. Он живёт в пурпурной палате (ср. “Хуайнань-цзы”, где говорится, что Тай-и обитает на Пурпурной звезде —Цзы-вэй) в голубом жилище, наполненном киноварным паром.

Он имеет вид новорождённого, сидящего на золотом троне, украшенном нефритом, в шёлковой одежде с пурпурной вышивкой. К его поясу подвешена погремушка из жидкого огня, которая не имеет субстанции, а представляет собой только красный свет, но звук её слышен за 10 тысяч ли. В левой руке у него рукоятка Большой Медведицы, а в правой — Полярная звезда.

В эпоху Сун, при императоре Жэньцзуне (1022 —1063) считалось, что на Полярной звезде живет не один Тай-и, а 10 духов Тай-и.

В 11 в. Ли Гунлинь создал портрет Тай-и, на котором написал стихотворное посвящение поэт Хань Цзюй. Судя по этому стихотворению, как предполагает китайский писатель и исследователь Сюй Дишань, образ Тай-и в это время подвергся заметному влиянию образа Кришны. При династии Мин (с 14 в.) чествование Тай-и проходило вместе с церемонией поклонения духам ветра, облаков, грома и дождя.

 

Цюй Юань. Стихотворения (Лирический поэт. 340—278 до н. э. ) (Источник: Лисао.- СПб.: ООО «Издательский Дом «Кристалл»», 2000.)

ВЛАДЫКЕ ВОСТОКА ТАЙ-И

“Прекрасное время —

Весь день посвящается счастью,

Блаженно и радостно

Мы обращаемся к небу.

Я меч поднимаю —

Его рукоятка из яшмы, —

И с золотом вместе

Звенят драгоценные камни.

На белой циновке,

Придавленной яшмовым гнетом,

Беру я гортензии

И благовонья готовлю,

Вино подношу я

И соус, приправленный перцем,

И облако пара

Над жертвенным мясом клубится.

Бамбуковой палочкой

Бью в барабан осторожно,

И медленной музыке

Вторит спокойное пенье,

И с пеньем сливаются

Звуки свирелей и гуслей.

Танцуют кудесницы —

Все в драгоценных одеждах,

И храм наполняется

Пряным, густым ароматом,

Все звуки смешались…

О, радуйся, Дух! Укрепляйся!”

 

Тай-и (太 一; также пишется 太乙 или泰) — верховное божество в китайской мифологии. Дословно имя этого божества переводится как “Великий единственный”, “Великое единство” или “Великая единица”.

Наиболее раннее упоминание о Тай-и можно встретить в песнопениях Цюй Юаня.

В этом произведении бог Тай-и представлен как небесное создание. В руках божество держит длинный острый меч. У пояса божества висят ножны, украшенные сверкающим нефритом. На шее у Тай-и висят нефритовые подвески, которые мелодично звенят, когда поднимается ветер.

По мнению древних комментаторов, в царстве Чу бог Тай и выступал в качестве верховного небесного божества, тесно связанного с Востоком.

Именитый синолог Сюнь Сяо-е считал, что жители царства Чу почитали Тай и как бога войны, которое дарует победу; в глубокой древности, весной и осенью, в присутствии правителя совершались торжественные жертвоприношения.

Однако, в общекитайской традиции Тай-и скорее является абстрактным верховным божеством. По словам философа Чжуан-цзы (4 в до н.э.), это божество управляло всеми жизненными процессами.

Согласно некоторым источникам, Тай-и повелевал шестнадцатью драконами. Также он ведал вопросами стихий, знал, когда ждать беды (например, морового поветрия, войны, засухи или наводнения). В эту же эпоху было создано понятие о “Трех единственных” — Сань, Тай-и и Тянь-и.

Культ Тай-и мог сочетаться с культом другого божества, Хоуту. В 3 в н.э и позже Тай-и упоминался как один из сподвижников пяти государей света.

В старинных преданиях, датируемых 3-10 вв Тай-и выступал в качестве посланца Тянь-ди (Небесного государя). На землю он приходил в образе древнего старца.

В средние века стали появляться интересные даосские сочинения: в них Тай-и является отцом Дао. Согласно им, это предвечное божество, которое находилось над всеми девятью небами и вне шести мраков. Этот бог был представлен в виде некоего первоначального дыхания, которое давало жизнь всему на земле. Образ Тай-и нельзя назвать абстрактным: в трактатах он был описан как существо с петушиным телом и человеческой головой.

Чуть позднее образ Тай-и начал ассимилироваться с образом Кришны. А в 14 столетии чествование Тай-и проходило одновременно с церемонией поклонения духам дождей, ветров, облаков и грома.

Культ Тай-и

Тай-и был предметом для поклонения всех социальных элит Воюющих Государств. Это первое божество, имя которого было написано в “Девяти песнях”, а также в шаманских гимнах, которые были собраны в “Песни Чу”.

На На протяжении всей династии Цинь и Хань стало очевидным различие между Тайи как верховным божеством, отождествляемым с северной вершиной неба и его звездами, и более абстрактной концепцией Йи (“интериоризация” верховного божества, имеющая след влияния конфуцианского дискурса).

Когда пришло время династии Хань, Тай-и стал частью имперского культа. Одновременно это божество находилось в центре концепции Хуань-Лао, которая оказала огромное влияние на раннюю даосскую церковь.

В некоторых источниках Тай-и был описан как “источник вдохновения и бессмертия” для Лаоцзы. В некоторых апокрифах главным инструментом Тай-и был ковш Большой Медведицы, из которого он выливал “изначальное дыхание жизни”.

В 113 г. до н.э. император У Хань под влиянием выдающегося фанши — Миу Цзи, а затем и Гунсун Цин, объявил об официальном объединении хуань-лаосского учения о Тай-и, с учением о пяти форм высшего божества, унаследованного от прежних династий, с государственной религией — с конфуцианством.

 

Оцените статью
Мифы Китая
Добавить комментарий

4 × один =